В помощь воспитателю

Содержание страницы
 Уважаемые педагоги, чтобы просмотреть следующие материалы, необходимо перейти по ссылке
 (наведите курсор мышкой).



Материал МО за 2016-2017 гг.


Материал МО за 2015-2016 гг.
Материал МО за 2014-2015 гг. 

Материал МО за 2013-2014 гг.
1. Реализация ФГОС в практике работы ДОУ.
2. Модель организации образовательного процесса ДОУ с учетом ФГОС. 
3. Варианты примерной структуры планирования воспитательно - образовательной работы  (на день).
4.Развивающая образовательная среда ДОУ – главное условие успешной  реализации ФГОС дошкольного образования.
5. Технология подготовки и проведения мастер-класса. Требования к проведению мастер-классу.
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - как новое дидактическое средство обучения.
1. Реализация ФГОС  в практике работы ДОУ.

·  ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать.
  • Вступил в силу с 01.01.2014 года.
·         Принятие  Стандарта  приведет  к росту  социального  статуса  детства. А это  значит, что возрастет  социальный  статус  самих детей, их семей, дошкольного  учреждения, воспитателей - и по уровню  профессиональной  компетентности, и по  финансовому  уровню. Стандарт нацелен  на  создание  комфортных  условий  для  воспитания  ребенка и  на обеспечение  у него мотивации  к обучению, познанию и творчеству.

Чего ждут от Стандарта:
·         ВОСПИТАТЕЛИ: обеспечения безопасности; толерантного отношения со стороны родителей; снижение документооборота; больше доступных образовательных программ; обучение счету и письму должно быть в школе; желание обучаться – курсы ПК.
·         РОДИТЕЛИ: за раннее и ускоренное развитие; за образование отвечает государство; главное – здоровье детей; кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)
  •  Чем обусловлена разработка данного документа? Два основания для введения ФГОС ДО: 1) Закон «Об образовании РФ»; 2) Современная социокультурная ситуация.
  • ФГОС ДО основан на следующих документах: 1) Конвенция о правах ребенка; 2) Закон об образовании РФ; 3) Конституция РФ, 4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»
  • Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, активные участники, а не как сторонние потребители образовательных услуг. ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду).
  • Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?
ФГТ
·         2 группы требований: к структуре ООП; к условиям реализации ООП;
·         4 направления развития;
·         10 образовательных областей;
·         80%- обязательная часть программы;
·         20% - вариативная
ФГОС ДО
·         3 группы требований: к структуре ООП; к условиям реализации ООП; к результатам освоения ООП;
·         5 образовательных областей: физическое развитие,  познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие (социально-личностное), речевое развитие;
·         60% - обязательная часть программы;
·         40% - вариативная
  • Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы - должна быть возможность выбора. Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре.
http://ds2506.mskobr.ru/obwenie/blog/svetlana_gumenyuk/konsul_taciya_dlya_vospitatelej_realizaciya_fgos_do_v_praktike_raboty_doshkol_nyh_obrazovatel_nyh_uchrezhdenij/

2. Модель организации образовательного процесса.
1. Совместная деятельность детей и взрослого;
2. Самостоятельная деятельность дошкольников.
Рекомендации воспитателю по организации совместной деятельности взрослого и детей:
1. Включать воспитателя в деятельность наравне с детьми;
2.   добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
3. свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); 
4.  открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе);
 5.основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Этапы деятельности (по ФГОС ДО).
1.    Вовлечение в деятельность.
2.    Целеполагание.
3.    Проектирование деятельности.
4.    Осуществление деятельности.
5.    Рефлексия.
Виды деятельности детей (по ФГОС ДО).
1.    Игровая (сюжетно – ролевая игра, игра с правилами и др.),
2.    коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
3.    познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними),
4.    восприятие художественной литературы и фольклора,
5.    самообслуживание и элементарный бытовой труд;
6.    конструирование из разного материала;
7.    изобразительная (рисование, аппликация, лепка),
8.    музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах),
9.    двигательная (овладение основными движениями).

3. Варианты примерной структуры планирования воспитательно – образовательного процесса (на день).
Тема:
Дата:
Задача:
Цель детей:
Итоговое мероприятие:
Изменение предметно – развивающей среды:
Взаимодействие с семьями:

Направления развития

Образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа

Виды деятельности

НОД (непосредственно образовательная деятельность)
В ходе режимных моментов
Физическое

Утро
Прогулка
Вечер




Социально - коммуникативное






Познавательное






Художественно- эстетическое






Речевое






Тема:
Сроки проведения:
Задача:
Цель детей:
Итоговое мероприятие:
Изменение предметно – развивающей среды:
Взаимодействие с семьями:
Дата/день недели
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
НОД (непосредственная образовательная деятельность)
Учет/индивидуальная работа
первая половина дня
вторая половина дня









Тема:
Продолжительность (сроки):
Цель:
Дата
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Непосредственная образовательная деятельность (НОД)
Совместная деятельность с семьей
Итоговые мероприятия
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность детей


Утро. Прием детей.

Прогулка.

Вечер.




Тема недели:
Цель:
Тема дня:
Взаимодействие с родителями:
Изменения предметно – развивающей среды:
Итоговое мероприятие:

Дата

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.


НОД

Виды детской деятельности.
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность детей


Утро.

Прогулка.

Вечер.












4. Развивающая образовательная среда ДОУ – главное условие успешной  реализации ФГОС дошкольного образования. 
Понятие предметно – развивающей среды.
   Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика (С.Л. Новоселова).
   Развивающая предметная среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности  и личности ребенка (О.В. Толстикова).
Предметно – пространственная среда создается с целью решения задач:
1.     Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей;
2.     Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста;
3.     Создание условий для реализации усвоенных в непосредственно образовательной деятельности способов деятельности, приобретенных знаний; для самообразования ребенка;
4.     Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Функции развивающей среды:
   Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. Развивающая среда является толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

   Воспитывающая функция среды. Среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

   Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств  и многообразием ее элементов.

   Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки продвижения в развитии ребенка, позволяя ему быть творцом в продуктивных видах деятельности.
Принципы построения предметно развивающей среды (по В.А. Петровскому).
1.     Дистанция, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;
2.     Активность – реализация возможности проявления активности и ее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
3.     Стабильность – динамичность среды – направленность условий на изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;
4.     Ориентировка на комплексирование и гибкое зонирование, реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
5.     Эмоциогенность среды – индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;
6.     Эстетическая организация среды – сочетание привычных и неординарных элементов;
7.     Тенденция «открытости – закрытости», т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
8.     Учет половых и возрастных различий ка возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Параметры развивающей среды (по В.П. Кудрявцеву).
·        проблемная насыщенность;
·        открытость к изменению, своеобразная незавершенность, «приглашающая» ребенка к активному достраиванию среды;
·        многофункциональность;
·        приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых;
·        возможность поиска, открытия;
·        «свобода выбора» альтернативных средств (предметов, материалов);
·        возможность использовать накопленный опыт;
·        эмоциональная насыщенность и выразительность;
·        динамичность (изменяемость).

Предметно – развивающая среда ДОУ
( примерный регламент сменности и обновления)
Памятка для воспитателей.
Компоненты предметно – развивающей среды
Регламент сменности и обновления
Ответственный
Расстановка мебели в группе, определение и оформление зон деятельности, маркировка мебели
Август
Воспитатели
Подбор мебели (столы, стулья) в соответствии с ростом детей
Сентябрь, март
Воспитатели, медсестра
Внесение новых игрушек, атрибутов для игр
Не реже 1 раза в месяц, в соответствии с темой проекта
Воспитатели
Обновление тематики подбора книг в уголке книги
В соответствии с темой проекта
Воспитатели
Обновление материалов в уголке для самостоятельной художественно – продуктивной деятельности
В соответствии с темой проекта
Воспитатели
Обновление материалов, отражающих сезонные  изменения в природе
Календарь природы (младшая группа) – не реже 1 раза в неделю.
Календарь погоды и природы (остальные группы) - ежедневно
Воспитатели
Работа с материалами коллекций (старшая и подготовительная  группа)
Не реже 1 раза в месяц
Воспитатели
Обновление оборудования в спортивных уголках
Не реже 1 раза в месяц
Воспитатели, инструктор по физической культуре
Обновление материалов выставки «Азбука безопасности»
Не реже 2 раз в год
Воспитатели, старший воспитатель
Обновление интерьера групп, музыкального зала, других помещений ДОУ к праздничным датам
За 3 – 4 дня до праздничной даты вместе с детьми
Все педагоги ДОУ
Обновление информационных материалов для родителей в рубриках узких специалистов
Не реже 1раза в 2 месяца
Узкие специалисты
Обновление информационных материалов для педагогов ДОУ на стенде «Методическая работа ДОУ»
Не реже 1 раза в месяц
Старший воспитатель
Обновление выставки детского творчества
Не реже 1 раза в квартал
Старший воспитатель, воспитатели групп

5.Технология подготовки и проведения мастер - класса.
Мастер – класс – активная форма творческой самореализации педагога, когда педагог – мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Педагог – мастер, как правило, обладает собственным стилем творческой педагогической деятельности и оригинальной дидактической системой работы.
Технология подготовки и проведения мастер – класса.
  Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей формирование проектировочной, организаторской, гностической, коммуникативной и конструктивной ее составляющих, индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в реализации задач опытно – экспериментальной работы.
1 шаг. Презентация педагогического опыта мастера.
1. Краткое обоснование основных идей технологии.
2. Описание достижений, одобренных муниципальной методической службой.
3.Аргументация результативности деятельности воспитанников, свидетельствующая об эффективности используемой технологии.
4.Определение проблем и перспектив дальнейшей опытно – экспериментальной работы.
2 шаг. Представление собственной системы.
1. Описание системы занятий в режиме представляемой технологии.
2. Выделение основных способов работы, которые мастер намерен продемонстрировать «ученикам».
3 шаг. Имитационная игра.
1. Проведение занятия с «учениками» с демонстрацией наиболее эффективных способов обучения.
2. Выполнение «учениками» одновременно двух ролей: реальных учащихся и экспертов, оценивающих демонстрируемые способы и приемы обучения, предлагаемые мастером.
4 шаг. Моделирование.
1. Самостоятельная работа «учеников» по проектированию варианта (модели) занятия в рамках предложенной мастером технологии, где мастер выполняет роль консультанта.
2. Обсуждение авторских моделей учебного занятия.
5 шаг. Рефлексия.
Анализ результатов совместной работы. Результатом могут стать варианты (модели) занятий, подготовленных «учениками» мастера.
 Требования к проведению мастер - класса.
Содержание учебного занятия.
  • Глубина, новизна. научность информации.
  • Целесообразность и инновационность учебного материала.
  • Структурирование и дифференциация по сложности и объему.
  • Переход от знаниевой парадигме в общении к развивающей, компетентностной.
  • Прогностический характер образования, его направленность на подготовку к жизни в современном обществе.
Методы, средства, технологии.
  • Проблемность учебных заданий, вопросов, упражнений; использование диалоговых форм работы, активных методов обучения.
  • Эффективность организации учебного сотрудничества и позитивного взаимодействия в педагогическом процессе, умение вовлечь детей в совместное творчество.
  • Развитие способностей и умений детей самостоятельно добывать знания, систематизировать, применять их на практике.
  • Поиск новых путей интеграции с другими областями знаний.
  • Оптимизация учебной, психологической. физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья.
Личностные и профессиональные  качества педагога.
  • Гуманистическая направленность взаимодействия  педагога с детьми.
  • Неординарность и глубина педагогического мышления.
  • Способность к творчеству, импровизации, нестандартность, образность.
  • Уровень интеллигентности, педагогическая культура, эрудиция.
  • Создание комфортных психологических условий для обучения и воспитания, владение способами мотивации, стимулирования интереса дошкольников к самостоятельной деятельности.

     6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) как новое дидактическое средство обучения.
    Правила оформления электронных презентаций.
    Критерии.
    Ø Адресная направленность (для кого предназначен материал: дети, родители, педагоги, узкие специалисты).
    Ø Соответствие теме (содержание соответствует заявленной теме и цели).
    Ø Полнота раскрытия темы (достаточный объем информации, ничего лишнего).
    Ø Логичность и последовательность.
    Ø Наличие ссылок на источники (нормативно – правовая база, автор понятия или диагностики, ссылка на веб – ресурс).
    Ø Содержание информации (заглавие + текст + картинка + оформление + фон + анимация = целесообразность использования).
    Ø Расположение информации на странице (рамка – пустая, целесообразно использовать слайд, но не перегружать).
    Ø Целесообразное использование шрифтов (минимум – 20, стиль – текст должен хорошо читаться, подача информации – темп средний).
    Ø Способы выделения информации (жирность, цвет, размер, курсив, отсутствия подчеркивания, т.к. это может считаться как выход на ссылку).
    Ø Грамотность изложения (материал подается в одном стиле, например, в глагольной форме).
    Ø Привлекательность дизайна (тема должна соответствовать стилю выбранного дизайна).
    Ø Соблюдение единого стиля оформления.
    Ø Выбор фона (цель – поддержать основную информацию, фон не должен «спорить»).
    Ø Целесообразное использование цвета (не более трех цветов).
    Ø Умеренность и уместность в употреблении анимационных эффектов.
    Ø Оригинальность замысла (наличие героя, эмблемы).
    Ø Техническое качество ресурса (чем проще, тем лучше).

Комментариев нет:

Отправить комментарий